Небольшой походный топорик из велосипедного тормозного диска. Нож из тормозной колодки


Небольшой походный топорик из велосипедного тормозного диска

Ни для кого не секрет что в тормозных системах применяются довольно прочные виды стали, которые можно при необходимости даже закалять. На этот раз источником стали для самоделки нам послужит велосипедный тормозной диск. Конечно, стертый диск для таких целей уже вряд ли подойдет, а вот треснувший, погнутый или случайно попавший в ваши руки будет хорошим вариантом.

Автор решил сделать для себя небольшой походный топорик. По его мнению, эта сталь должна отлично держать заточку, но ее недостатком можно считать то, что лезвие слишком тонкое и через несколько заточек может прийти в негодность.

Из одного диска их можно будет сделать несколько. Конечно, таким топором нельзя будет нарубить больших веток или колоть бревна. Он пригодится, если вам нужно будет наколоть щепок для вашей миниатюрной печки, чтобы нагреть воды или пожарить яичницу. При наличии тормозного диска для сборки топорика вам понадобится минимум инструментов и вложений.

Материалы и инструменты для сборки:- тормозной диск от велосипеда;- рулетка;- палка для изготовления ручки;- дрель со сверлами;- фломастер;- конус из стального прута диаметром 1.5 см;- кожа;- стальной колпачок;- ленточная пила;- грунтовка и краска;- причендалы для работы с кожей;- шлифовальный станок.

Процесс изготовления топорика:

Шаг первый. Изготовление топораНачинается все с формирования металлической части топора. Определившись с формой лезвия, автор отрезает болгаркой нужный кусок. Так как металл мы закаливать не будет, работы по резке и обработке нужно проводить так, чтобы сталь не перегревалась, в противном случае произойдет отпуск и топор будет быстро тупиться. Чтобы металл не перегревался, его время от времени можно опускать в холодную воду.

Отрезав нужный кусок, потом идет его доработка. Тут на помощь приходит точило, шлифовальный станок и другой инструмент. На этом же этапе при помощи шлифовального станка топор можно заточить, но не до состояния лезвия, так как при дальнейшей сборке им можно будет пораниться.

Шаг второй. Изготовление ручкиДля изготовления ручки вам понадобится кусок палки. Длину, вид древесины и форму можно выбрать на свое усмотрение. Далее в верхней части ручки автор сверлит отверстие для крепления. Помимо этого понадобится вдоль ручки проделать паз, в который потом будет устанавливаться металлическая часть топора. Тут желательно все заранее рассчитать и нарисовать фломастером на руке линию разреза. Если паз окажется слишком узким для установки топора, его можно расширить надфилем.

Шаг третий. Покраска заготовкиДля каких-то непонятных целей автор решил покрасить металлическую часть топора, вероятно для того, чтобы топор не ржавел. Сперва он зашкурил поверхность, нанес грунтовку, а после грунтовки задул все краской. Шаг четвертый. Отделка ручкиЧтобы сделать ручку красивее и приятнее на ощупь, автор отделывает ее кожей. Вам понадобится нарезать несколько полосок кожи, а потом приклеить ее на ручку. Цвет кожи и ее количество можно выбирать любое.Шаг пятый. Собираем топорикДля сборки топорика вам будет нужен эпоксидный клей, но автор его не использовал. В ручку сперва нужно будет вставить топор, а еще установить металлический конус, который служит для утяжеления топора. Сверху на топор надевается колпачок. Остальные декорации можно делать на свое усмотрение.Шаг шестой. Изготовление чехлаЧтобы транспортировать топор было безопасно, для него можно сделать защитный чехол. Тут вам будет нужна кожа. Просто вырежьте нужные по форме куски, а потом соедините их заклепками и кнопками.Шаг седьмой. Топорик готов, тестируем! Вот и все, теперь наш топор готов к испытаниям. Как видно на фото, он без проблем колет щепочки. Им можно добывать растопку для домашней печи. Источник Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

usamodelkina.ru

Станок для срезания накладок тормозных колодок

 

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А2 (19) (11) (511 4 В 23 D 31/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

gp

1

%%Б.Щ:;:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1301585 (21) 4228490/27-27 (22) 02.02.87 (46) 30.09.88. Вюл.У 36 (71) Кряжское автохозяйство объединения "Куйбышевагропромстрой" (72) В.Д.Гетманский (53) 621.961(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1301585, кл. В 23 D 31/00, 1985 (54) СТАНОК ДЛЯ СРЕЗАНИЯ НАКЛАДОК TOPM03HbIX КОЛОДОК (57) Изобретение относится к обработ ке материалов резанием и может быть использовано для срезания накладок тормозных колодок. Цель — повьппение производительности и надежности станка для срезания накладок тормоз» ных колодок. Станок соедржит опоную раму 1, редуктор с фланцевой ступиI

1426709 цей 3 на приводном валу 2, сменные — стороны с кулачком 8, а с другой— опорные поворотные площадки 4 под с силовой пружиной 14 и поводком 13 ,.разные типы тормозных колодок и нож ножа, причем рычаг 10 и нож 11 уста- . 11 с поводком 13, подпружиненным с новлены шарнирно на одной оси. При обеих сторон, рукоятку-рычаг 21, свя- вращении поворотной площадки 4 пружизанную шарнирно с поводком 13 ножа 11 ° на 15, действуя на поводок 13, прижиСтанок снабжен двойным кулачком 8, мает лезвие ножа к плоскости тормозвыполненным за одно целое со ступи- ной колодки по всей ее длине незави« цей приводного вала редуктора, и ры- симо от формы тормозной колодки 7. чагом 10, взаимодействующим с одной 4 ил.

Изобретение относится к обработке материалов резанием и может быть использовано для срезания накладок тормозных колодок.

Целью изобретения является повы. шение производительности и надежности станка для срезания накладок тормозных колодок.

На фиг.l схематично изображен ста- 10 нок для срезания накладок тормозных колодок; на фиг.2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - нож, исходное положение; на фиг.4 — то же, при срезании накладки. 15

Станок для срезания накладок тормозных колодок содержит опорную раму 1, электропривод с редуктором (не показан), на приводном валу 2 которо». го закреплена ступица 3, на которую 20 неподвижно установлена сменная поворотная крепежная площадка 4. Поворотная крепежная площадка 4 центрируется на ступице 3 .центральным отверстием и прочно закрепляется на ступице 3 болтами 5, пропущенными через радиальные отверстия 6, выполненные на плоскости площадки. Сменные поворотные крепежные площадки 4 снабжены устройствами для крепления двух тор" 30

7 °

Для копирования профиля окружной плоскости тормозной колодки ступица

3 выполнена двухкулачковой. Длина каждого кулачка 8 соответствует чет

В процессе работы кулачки 8 попеременно контактируют с роликом .9 рычага 10, суть которого состоит в том, чтобы взаимодействуя с кулачками

8, манипулировать на режущий элемент, обеспечивая плотное его прилегание независимо от профиля тормозной колодки. Для достижения этой цели рычаг 10 выполнен двуплечим и установ

Рычаг 10 кинематически связан с ножом 11 через пружину 14 таким образом, что на заднем его плече выполнен подвижным резьбовой упор с регулиро вочным винтом 16. Будучи подвижным из-за шарнирного соединения рычага

10 и получая перемещение от кулачка 8 при вращении опорного вала.2, рычаг

10, сжимая или ослабляя пружину 14, воздействует через поводок 13 на нож

11, обеспечивая плотное скольжение лезвия ножа и хороший срез заклепок в тормозных колодках различной конфигурации. Нижняя пружина 15 поводка 13 имеет неподвижный упор с резьбой под регулировочный.винт 17. Для удобства ремонта и ухода все элементы автома3

1426 тики и резания смонтированы на одной ножевой рамке 18. Для удобства переналадки угла установки между лезвием ножа 11 и тормозной колодкой, ножевая рамка 18 установлена на опорной раме подвижно. Для этой цели в ее флангах выполнены продольные отверстия 19, через которые .проходят болты

20 крепления рамки. В предлагаемой конструкции станка вильчатый рычаг 21 ручного управления ножа 11 сохранен и выполняет функции удобства ремонта и технического обслуживания элементов автоматики и резания. Вильчатый рычаг 15

21 смонтирован на ножевой рамке 18 на оси 22 и связан с поводком 13 ножа 11 через палец 23 поводка. Для предохранения от разлета заклепок и осколков срезанных накладок впереди 20 ножа 11 установлен заградительный щи.. ток 24, а внизу для сбора отходовприемный ящик 25.

Станок для срезания накладок тормозных колодок работает следующим 25 образом.

На станок устанавливается поворотная крепежная площадка 4,предназначенная

I для типа обрабатываемых тормозных коло. док.Затем устанавливается тормозная 30 колодка 7. С помощью винта 16 нож 11 опускается на плоскбсть тормозной колодки 7 и включается электропривод.

При вращении поворотной площадки 4, пружина 15, действуя на поводок 13, прижимает лезвие ножа к плоскости тормозной колодки по всей ее длине, независимо от формы конфигурации тормозной колодки 7, обеспечивая хороший срез заклепок и очистку колодки 40 от грязевых наслоений.

С поворотом кулачковой ступицы,, сработает рычаг 10, так как правое его плечо с роликом 9 сойдет с кулач ка и опустится, а левый с регулиро- 45

709 вочным винтом 16 поднимается и ослабит пружину 14. Это даст возможность пружине 15 нарушить установленный баланс между пружинами 14 и !5 и автоматически управлять поводком 13 и ножом !1, обеспечивая плотное сколь-, жение ножа 11 выше и ниже первоначального положения, обеспечив хороший срез заклепок как в колодке с увеличенным радиусом в центре, так и с уменьшенным. С выходом ножа 11 к концу тормозной колодки, кулачек 8 вновь поставит рычаг 10 в исходное положе ние, при котором пружины 14 и 15 уравновешиваются, а нож 11 займет по-. ложение для начала нового цикла.

Чтобы ослабить силу прижима лезвия ножа 11 на плоскость тормозной колод-. ки с увеличенным средним радиусом, при переналадке станка пружина 15 ослабляется и наоборот при переходе на работу с тормозными колодками,имеющими уменьшенный радиус в центре, ее следует вращением винта 17 усилить. формула изобретения

Станок для срезания накладок тор» мозных колодок по авт.св. У 1301585, отличающийся тем, что, с целью повьппения производительности и надежности, он снабжен двумя кулачками, выполненными за одно целое со ступицей приводного редуктора, и двуплечим рычагом с роликом на одном плече, установленным с воэможностью взаимодействия с поверхностью кулач» ка, и резьбовым упором на другом плече, при этом нож установлен шарнирно на оси двуплечего рычага и снабжен поводком и двумя пружинами, одна из которых расположена между поводком и резьбовым упором двуплечего рычага, а другая - между поводком и рамой.

1426709

15 11

Составитель Ю.Филимонов

Техред A.Кравчук

Редактор Ю.Середа

Корректор В.Бутяга

Заказ 4806/12 Тираж 880

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Q t>

1З 14

    

www.findpatent.ru

Устройство для снятия фрикционных накладок с колодок колесного тормоза

 

1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК С КОЛОДОК КОЛЕСНОГО ТОРМОЗА, содержащее основание, на котором смонтирована плита с приводом ее поворота и средством фиксирования на ней обрабатываемой детали, а также подвижный в направлении к обрабатываемой детали перпендикулярно оси поворота плиты держатель с основным ножом и механизм его перемещения, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона типоразмеров обрабатываемых деталей за счет обеспечения возможности снятия фрикционных накладок с дисков сцепления, оно снабжено валом с механизмом поворота, расположенным параллельно оси поворота плиты, держатель выполнен в виде двуплечего рычага, установленного на валу с возможностью перемещения вдоль его оси, и снабжен дополнительным ножом, смонтированным на одном из его плеч, при этом основной нож установлен на другом плече держателя, а привод поворота плиты выполнен реверсивным. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности, основной нож установлен на соответствую (Л щем плече держателя посредством пружины .-, 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм поворота вала выполнен в виде самотормозящейся червячной пары. О5 О5

,.SUÄÄ1100166

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

Всю ц 60 S 5/00

В,F,. :"ЪЧЬ, а

13 @ () 1®А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

CO

СР

С5 us f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2I) 3568395/25-27 (22) 22.03.83 (46) 30.06.84. Бюл. № 24 (72) В. А. Ветров (71) Проектно-конструкторское бюро Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Литовской ССР (53) 629. 119.2 (088.8) (56) 1. Напилов В. Стенд для срезания изношенных тормозных накладок. — «Авто- мобильный транспорт Казахстана». 1980, № 10, с. 24.

2. Авторское свидетельство СССР № 673496, кл. В 60 S 5/00, 1976 (прототип). (54) (57) . УСТРОИСТВО ДЛЯ СНЯТИЯ

ФРИКЦИОННЫХ НАКЛАДОК С КОЛОДОК КОЛЕСНОГО ТОРМОЗА, содержащее основание, на котором смонтирована плита с приводом ее поворота и средством фиксирования на ней обрабатываемой детали, а также подвижный в направлении к обрабатываемой детали перпендикулярно оси поворота плиты держатель с основным ножом и механизм его перемещения, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона типоразмеров обрабатываемых деталей за счет обеспечения возможности снятия фрикционных накладок с дисков сцепления, оно снабжено валом с механизмом поворота, расположенным параллельно оси поворота плиты, держатель выполнен в виде двуплечего рычага, установленного на валу с воз/ можностью перемещения вдоль его оси, и снабжен дополнительным ножом, смонтированным на одном из его плеч, при этом основной нож установлен на другом плече ! держателя, а привод поворота плиты выполнен реверсивным.

- 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения долговечности, основной нож установлен на соответствующем плече держателя посредством пружины.

3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что механизм поворота вала выполнен в виде самотормозящейся червячной пары.

1100166

Изобретение относится к гаражному оборудованию, а именно к устройствам для обрезки фрикционных накладок с тормозных колодок и с дисков сцепления транспортных средств.

Известно устройство для срезания изношенных тормозных накладок, состоящее из неподвижного суппорта, на который устанавливают тормозную колодку, вращающиеся ножи и привод (1).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к изобретению является устройство для снятия фрикционных накладок с колодок колесного тормоза, содержащее основание, на котором смонтирована плита с приводом ее поворота и средством фиксирования на ней обрабатываемой детали, а также подвижный в направлении к обрабатываемой детали перпендикулярно оси поворота плиты держатель с основным ножом и механизм его перемещения (2).

Недостатком известных устройств является невозможность снятия фрикционных накладок с дисков сцепления.

Цель изобретения — расширение диапазона типоразмеров обрабатываемых деталей за счет обеспечения возможности снятия фрикционных накладок с дисков сцепления.

Указанная цель достигается тем, что устройство для снятия фрикционных накладок с колодок колесного тормоза, содержащее основание, на котором смонтирована плита с приводом ее поворота и средством фиксирования на ней обрабатываемой детали, а также подвижный в направлении к обрабатываемой детали перпендикулярно оси поворота плиты держатель с основным ножом и механизм его перемещения, снабжено валом с механизмом поворота, расположенным параллельно оси поворота плиты, держатель выполнен в виде двуплечего рычага, установленного на валу с возможностью перемещения вдоль его оси, и снабжен дополнительным ножом, смонтированным на одном из его плеч, при этом основной нож установлен на другом плече держателя, а привод поворота плиты выполнен реверсивным.

Кроме того, с целью повышения долговечности, основной нож установлен на соответ- ствующем плече держателя посредством пружины.

Причем механизм поворота вала выполнен в виде самотормозящейся червячной пары.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху.

Устройство содержит основание 1, на котором смонтирована поворотная плита 2, ки нем атически соеди не иная с приводом, состоящим из редуктора 3 и электродвигателя

4. На поворотной плите расположены быстросъемные пальцы 5, на которые устанавливаются тормозные колодки 6 и съемный шлиДля снятия фрикционной накладки с диска сцепления быстросъемные пальцы 5 снимаются, и диск своей центральной втулкой со шлицевыми пазами устанавливается на

40 съемный шлицевой вал 7 поворотной плиты 2.

Затем вращением рукоятки 16 червячной пары 15 подводят держатель 8 с дополнительным ножом 11 к диску сцепления, при этом направление вращения рукоятки 16 противоположное, чем в предыдущем случае.

45 Вращением рукоятки 13 устанавливают дополнительный нож 11 по вертикали таким образом, чтобы лезвие ножа установилось напротив стыка между фрикционной накладкой и металлической основой диска сцепления. Включают электродвигатель 4, при этом вращение поворотной плиты 2 должно быть против часовой стрелки, и вводят нож

11 в стык между фрикционной накладкой и металлической основой диска сцепления.

При вращении поворотной плиты нож снимает фрикционную накладку.

По сравнению с известным устройством использование изобретения позволяет расширить типоразмеры обрабатываемых деталей.

35 цевой вал 7, на котором устанавливается диск сцепления. На основании 1 горизонтальной плоскости установлен держатель 8 в виде двуплечего рычага, на одном плече которого установлен основной нож 9, подпружиненный пружинами 10, а на другом— жестко установлен дополнительный нож 11.

Держатель 8 установлен на валу 12 с возможностью ограниченного вертикального перемещения вдоль него при помощи рукоятки 13. Пружина 14 служит для выборки осевого зазорй резьбового соединения вала 12 и рукоятки 13. Вал 12 нижним концом соединен с червячным колесом самотормозящейся пары 15, а червяк — с рукояткой 16.

При помощи рукоятки 16 осуществляются поворотные перемещения держателя.

Поворотная плита 2 может перемещаться реверсивно за счет переключения полюсов электродвигателя 4.

Устройство работает следующим образом.

Для снятия фрикционной накладки с тормозной колодки 6 ее устанавливают на быстросъемные пальцы 5 поворотной плиты 2.

Затем вращением рукоятки 16 червячной пары 15 осуществляют подачу держателя 8 с ножом 9 к основанию срезаемой фрикционной накладки, при этом усилие на червячную пару 15 передается от ножа 9 через пружину 10. Включают электродвигатель 4, вращение поворотной плиты 2 должно быть по часовой стрелке. При вращении поворотной плиты нож снимает фрикционные накладки. Благодаря пружинам 10 обеспечивается самоустановка ножа в случае изменения радиуса закругления тормозной колодки и предотвращается его поломка.

1100166

Щия2

Составитель В. Шебалкин

Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор Л. Пилипенко

Заказ 4487/16 Тираж 657 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

   

www.findpatent.ru

Какие колодки не скрипят и тормозят?

Какие колодки не скрипят и тормозят?

Тормозные колодки – один из основных «расходников», с заменой которых сталкивается любой автолюбитель. Нам бы хотелось рассказать несколько простейших вещей и о них. Надеемся, что эти несколько строк будут Вам полезны.

Основные вещи, которые требуется помнить при замене:

  1. Колодки пора менять, если остаток накладок составляет от 1 до 2,5 мм. Лучше озаботиться этим заранее, нежели, когда металлическое основание начнёт наносить повреждения тормозному диску.

  2. При замене тормозных колодок обязателен осмотр состояния тормозных дисков (барабанов). Осматриваем не только выработку, но и целостность (нет ли трещин или следов перегрева)

  3. При замене колодок обязателен осмотр состояния суппортов и направляющих (РТЦ для барабанов). Обязательно проверить целостность резиновых деталей, отсутствие подтёков и т.п.

  4. Обязателен осмотр и старых колодок: равномерен ли износ.

«Купил колодки, а они скрипят…»  «Какие колодки не скрипят?...»     На подобные вопросы нашим менеджерам приходится отвечать ежедневно.  Как поставщик таких именитых брендов, как PITWORK, ADVICS и т.д., мы могли бы уверять всех, что не скрипят только качественные колодки…, но мы всегда откровенны с Вами. Дорогие автолюбители, запомните, скрипят не колодки (!!!),  а мастер, который Вам их установил. Да, да, именно так. Скрип – это чаще всего результат неправильной  установки колодок! Т.к. вы слышите ни что иное, как микро-вибрации колодки. Если это конечно не скрип «ограничителя» при стёртых накладках или скрежет металлом о металл... ))

И так, скрип - это, прежде всего вибрация колодки! Причины и методы их устранения:

 

  1. Плохое состояние противоскрипных пластин. Часто встречается мнение, что «вот эти железочки» на задней части тормозной колодки можно выкинуть и не восстанавливать в случае утери или поломки. А ведь они призваны гасить микро вибрации, которые и рождают неприятные звуки.

  2. Закусывание колодки. Часто можно встретить картину, когда на шиномонтаже при замене колодок «мастер» промазывает места соприкосновения колодки с направляющими суппорта смазкой? Нет. А эта процедура обязательна. Недаром все производители колодок предлагают приобретать высокотемпературную смазку.

  3. Состояние тормозного диска. Не полное прилегание колодки к диску во время торможения так же может вызывать вибрации и неприятные звуки.

  4. Есть ещё один маленький секрет. На полках автомагазинов начали и в нашей стране появляться баллоны «антискрип» и т.п.  различных марок.  Мало кто знает, что это и как этим пользоваться. Спрей наносится на заднюю поверхность колодки, при нагреве состав становится ещё более клейким и «приклеивая» колодку к поршню, гасит излишние вибрации, не допуская звуков.

  5. Почему без дополнительных манипуляций, одни колодки скрипят, а другие нет? Пожалуй, самый интересный вопрос. Во-первых, конечно же, материал колодок: разные материалы при соприкосновении  с диском могут вызывать вибрации в бОльшей или мЕньшей степени. Но в любом случае, наличие скрипа говорит, прежде всего, о неправильной установке колодок. О материалах ниже…

 

Материал колодок  можно разделить на несколько типов: асбестовые, безасбестовые и органические.

-  Асбест, как армирующий материал, это, безусловно, простое и бюджетное решение. Данные технологии легко можно встретить на отечественных авто.

- Безасбестовые колодки – это уже следующий шаг развития технологий. В таких колодках для армирования используется  медная или латунная стружка либо полимерные материалы.

- Органические материалы обладают наилучшими тормозными свойствами. Но стоимость таких колодок оправдана пока что только в автоспорте, либо супер-карах, как и карбоновые тормозные диски.

Желаем удачи на дорогах!

С нами Вы можете приобрести новые запчасти в широком ассортиментеJDMsale.ruУдобно Выгодно и безопасно+7 (914) 967-8098 (WhatsApp)+7 (908) 460-9982 (Viber) e-mail: [email protected]

jdmsale.ru

Из чего делают тормозные диски и колодки

Главное в тормозных колодках – материал, из которого сделаны накладки. Именно состав отличает одни колодки от других. Важнейшая часть состава – фрикционная смесь, которая отвечает за поведение тормозов

текст: П. Ютяев  /  30.12.2009

Зима предъявляет повышенные требования к тормозным свойствам автомобиля. В значительной степени тормозной путь на скользкой дороге зависит от выбора покрышек. И, разумеется, от эффективной работы тормозной системы. В последнем случае стоит уделить особое внимание такой важной части тормозной системы, как тормозные колодки. Отказ или неэффективная работа тормозов в самый неподходящий момент – это, пожалуй, самое худшее, что может произойти с водителем на дороге. В свою очередь, надежные тормозные колодки обеспечат спокойствие и надлежащую безопасность, будут служить верой и правдой до окончания установленного срока их эксплуатации. Чтобы не ошибиться в выборе этого элемента тормозной системы, необходимо побольше узнать о нем.

По большому счету, именно сопряжение тормозных дисков (барабанов) и колодок можно считать самым важным элементом тормозной системы, потому что именно эти элементы, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают провоцируемое водителем замедление и остановку колеса. Гидравлическая часть тормозной системы только передает усилие с педали на тормозные механизмы и колодки, а ABS и другие технические достижения лишь призваны сделать процесс торможения максимально эффективным.

Здесь на первый план выходит вопрос материалов, которые используются для производства дисков и накладок. Большая часть тормозных дисков, как и барабанов, делается из чугуна. Этот сплав (железа с углеродом) используется в тормозной системе автомобиля не только потому, что имеет невысокую цену, но и потому, что он обладает лучшими фрикционными свойствами, чем, например, нержавеющая сталь, из которой делают диски для мотоциклов. При том, что масса мотоцикла меньше, чем автомобиля, а сами диски постоянно открыты для агрессивного воздействия окружающей среды, именно поэтому в производстве двухколесной техники применение материала, защищенного от коррозии, является оправданным.

В автопромышленности несколько другие условия эксплуатации и другие материалы. В частности, в автоспорте используют диски из углеволокна. Это легкий и весьма эффективный материал, имеющий как достоинства, так и недостатки. Карбоновые диски эффективно работают только при высоких температурах. Это означает, что применять их целесообразно только в случае агрессивного, спортивного вождения. В обычном городском режиме они просто не будут успевать прогреваться и, по сути, будут работать не так эффективно, как это необходимо. При этом, стоимость таких тормозных механизмов чрезвычайно высока. Диски из углеволокна – это вариант для «Формулы-1» и других элитных автогоночных чемпионатов и серий. Используются также диски из материалов на основе кремния, но они, пока что, также не получили широкого распространения, хотя, возможно, именно за ними будущее.

. Фрикционные смеси можно разделить на асбестовые, безасбестовые и органические, от которых получили свои названия и соответствующие тормозные колодки. Асбест, используемый в качестве армирующего материала – это недорогой и вполне традиционный вариант, который применяют для изготовления обычных тормозных колодок. Безасбестовые тормозные колодки – это уже следующий этап развития технологий. В них в качестве армирующего материала используют стальную вату, медную или латунную стружку или полимерные материалы. Органические материалы, которые используют для изготовления тормозных колодок, показывают, на данный момент, наилучшие тормозные свойства, но их стоимость позволяет использовать такие накладки только в мире профессионального автоспорта.

И напоследок, об эксплуатации тормозов. Водитель всегда должен помнить о том, что менять тормозные колодки следует в сроки (в зависимости от пробега), указанные в руководстве на данную модель автомобиля. Обычно это происходит каждые 10-12 тыс. км пробега. Если вы сторонник агрессивной манеры езды, в этом случае проверять состояние тормозных накладок нужно регулярно. Если их толщина составляет или приближается к критической отметке (2 мм), колодки следует менять в обязательном порядке. Не дожидаясь неприятностей!

5koleso.ru


Смотрите также