Обработал Шеллаком. Шеллак для рукояти ножа


Как я пользуюсь шеллаком

froghunter 12-05-2013 23:12

Здрасьте,Уважаемые!Почти все,кому посылаю шеллак,спрашивают - как им пользоваться.Не то ,чтобы надоело рассказывать про него,иногда - просто некогда.Выложу здесь,и буду посылать в эту тему.Итак:Если бодяжить его самому,нужно взять любую банку(я беру 800 гр.), насыпать на треть шеллака(можно предварительно измельчить его руками,хотя не критично),и залить по плечики банки,ХОРОШИМ (!) спиртом.Хорошим - это значит "как можно меньше воды".В идеале - этиловым питьевым(медицинским),96%.Залили,перемешали минут - несколько, и - на батарею,в теплое место.Пусть стоит дня два-три.Перемешивать несколько раз в день.У меня он никогда полностью не растворялся.Для эстетов - процедить через мелкое сито , и разлить по баночкам.У меня он так стоит,почти до конца.Теперь,как пользоваться...Фотки залью,и буду потихоньку подписывать по этапам... Нам нужно : деревяха(здесь - рукоять),сам шеллак,масло(я использую - для полок),спирт,сложенный вчетверо бинт,размером с пол-ладони,вата, куски пищевой пленки,кусок тряпочки , или бинта,салфетка Делаем из ваты шарик,потом таблетку.Одну сторону смачиваем несколькими каплями масла,и ложим(кладем? ) этой стороной на кусок бинта,который лежит на пищевой пленке.Делаем сверху углубление,и понемногу смачиваем шеллаком за пару - тройку приемов.Шеллака не должно быть много,но и мало - не надо.Чтоб не лился,но и промокался. Пока вата пропитывается,берем кусочек бинта,смачиваем спиртом,и протираем деревяху.Мокрый кусочек положим на второй кусок пищевой пленки - он еще нужен будет. Сворачиваем тампон,защипывая края.Он должен быть достаточно тугим. Первый слой - я просто втираю в разных направлениях,пару-тройку минут Кладу прямо на пленку(нифига ему не будет),и жду минут пять.Потом беру простую салфетку,и тщательно всё вытираю.Еще пару минут жду. Берем стальную вату,и протираем рукоять немножко - снимаем блеск. Вот теперь - важная операция.Начинаем наносить слои шеллака.Наносится легкими движениями,в одном направлении,ни в коем случае , не отрывать тампон на самой деревяхе.Продольными движениями,скользя. Обычно слоя три покрываю.Сохнет - по несколько минут.В перерывах - стираем спиртом следы шеллака с рук, и с больстера В общем - ничего сложного,только нужно подготовиться.Я тему открывал и фотки загружал ,раза в три-четыре дольше.Желательно, наутро еще раза два пройтись - для блеска (тем более,что у меня льнянка еще не высохла)На истину не претендую,просто - я так делаю.Пишите замечания - новичкам будет очень полезно!

alex-wolff 12-05-2013 23:21

Какой то сложный тампон у тебя Лёш, раньше и я тряпку сворачивал, но пришёл к тому что просто кусок белого поролона, делает всю работу и без ворсинок, которые не минуемо присутствуют на ткани.

unia 12-05-2013 23:22

чистый дает красивое но не очень стойкое покрытие. мне один старый скрипичный мастер показал как делать его более стойким, но я так и не пользуюсь. в смысле - на рукоятях. надо попробовать.

ramtek7 12-05-2013 23:26

Поучительно.Спасибо,Алексей.

quote:мне один старый скрипичный мастер показал как делать его более стойким, но я так и не пользуюсь. Покажите нам,мы попользуем. unia 12-05-2013 23:32quote:Originally posted by ramtek7:Покажите нам,мы попользуем.

способ простой, но я не знаю, насколько будет заметна разница на рукояти. на инструменте заметно. перед смачиванием тампона раствором шеллака - надо капнуть на него пару капель растительного масла(не подсолнечного). он брал в аптеке какое-то прозрачное, типа лавандового, не помню точно. сохнет дольше, но и стирается труднее.ПС: пару капель - это на глаз, можно больше. я, например, просто слегка смачивал маслом тампон.

unia 12-05-2013 23:40

насколько я понял - принцип такой: лак из спиртового становится спиртово-масляным, а они более водостойкие. но это не лак, конечно, в полном смысле слова.собственно, автор топика делает тоже самое, как теперь видно. ) только с маслом для полка. ну, значит, ничего нового...

ramtek7 12-05-2013 23:49

А я смачиваю тампон шеллаком а сверху пару капель льнянки.

unia 12-05-2013 23:54quote:Originally posted by ramtek7:А я смачиваю тампон шеллаком а сверху пару капель льнянки.

он говорил что масло нужно эфирное, но для рукояти это неважно, конечно.значит я "открыл" Америку. ))

unia 13-05-2013 12:06quote:Originally posted by froghunter:Шеллак сохнет мигом - по мере испарения спирта

Алексей, это на отлип он быстро сохнет. Потом "доходит" окончательно еще долго. На рукояти не заметно, а на большой поверхности со сложной текстурой даже видно как становится тоньше со временем. Если нанести в несколько слоев. Хотя, для наших целей - без разницы, конечно, сколько он еще созревает. )А принцип нанесения - один в один. )

vGuSi 13-05-2013 01:05

Я обычное машинное использую, одну каплю на тампон с шеллаком. и после того как просохнет, можно располировать тампоном смоченым чистым спиртом.

Max_CM 13-05-2013 01:17

Значится так.

Обычно в шеллаке содержатся всякие там восковые примеси, тот шеллак, что шел на пропитку электрообмоток очищался не сильно, то есть этих восков там достаточно много.При растворении в спирте могут остаться и мех примеси, так что фильтровать его по меньшей мере желательно.Спирт прекрасно работает и Изопропиловый, тем более что его даже химически чистый легче достать.

Шеллак чем более чистый от воска тем более стойкий.Из того что мне встречалось, наиболее чистый тот самый PIBESHELLAK (трубочный шеллак, для покрытия курительных трубок)фирмы R.O.C. который некоторые упорно продолжают называть силиконовым или си шеллаком. что на самом деле всего лишь маркетинговый ход. ну типа бензин ослиной мочей разбавлял (ему бы за это Нобелевскую премию(попробуй разведи), а его в тУрму!) один гООд!масло на тампон наносили да хоть машинное, чтобы тампон легче скользил.именно так шеллак на тампон а потом пару капель масла сверху.Чудо-масло из аптеки, что бы шеллак тверже стал, не что иное как касторовое масло.вот его подмешивали.и еще! Важно! Разбавленный щеллак медленно теряет свои свойства! тупо перестает высыхать! сначала все хуже и хуже, потом и вовсе, происходит это приблизительно через год после разбавления. Отсюда вывод! Стратегический запас хранить сухим, разбавлять по мере необходимости.сколько спирта на сколько сухого шеллака, разницы практически ни какой, более жидким работать легче.ну и общее правило окрашивания (лакирования): лучше сделать много тонких слоев, чем мало толстых. Сложные тампоны использовали давно мебельщики и паркетчики там просто поверхности огромные, ручка ножа небольшая просто оставлять шеллак на тампоне жалко, я покупал в аптеке стерильные марлевые салфетки и пользовался ими, стерильные ворса не оставляли и перерасход шеллака небольшой.

alex-wolff 13-05-2013 01:25

У меня всё проще. беру кусок поролона, макая в разведённый шеллак, выжимаю , само сабой рукоять обезжирена, первый слой вмазываю, сохнет полирую, второй слой вбиваю, никаких мазков, что бы не было подтёков, высыхает...можно и не парится с полировкой, раз подтёки отсутствуют....да, железные детали типа больстеров-тыльников, заматываю прозрачным скотчем, высыхает, отдираю скотч и всё.

unia 13-05-2013 01:29quote:Originally posted by Max_CM:удо-масло из аптеки, что бы шеллак тверже стал, не что иное как касторовое масло.

возможно, но для инструментов пользуют какое-то другое. касторовое попробую, спасибо.

froghunter 13-05-2013 01:43

У меня банки хватает на пол-года - я еще кожу на ножнах изнутри мажу.Не всегда получается ровное покрытие.Не знаю,почему - то ли от дерева зависит,то ли от рук...

unia 13-05-2013 01:50quote:Originally posted by froghunter:Не всегда получается ровное покрытие

да это и невозможно, идеально ровно положить. только если тончайшую пленку нанести. так делают. а вообще - просто шлифуют после высыхания. но на рукояти это вряд ли нужно...

Max_CM 13-05-2013 08:09quote:Originally posted by unia:

да это и невозможно, идеально ровно положить.

возможно.

quote:Originally posted by unia:только если тончайшую пленку нанести. так делают. а вообще - просто шлифуют после высыхания. и полируют. Вы сами на все ответили, именно так и делают.quote:Originally posted by unia:но на рукояти это вряд ли нужно...

Вот тут совершенно с Вами не согласен!Мастерство оно же в мелочах!Изначальный подход : "Ладно и так сойдет" мне почему-то кажется и Вам не по душе.

Хорошее покрытие, не зря же пендосы зовут его финиш, эт как та самая кисточка на хвосте льва, что делает его Царем зверей!

quote:Originally posted by froghunter:У меня банки хватает на пол-года - я еще кожу на ножнах изнутри мажу.Не всегда получается ровное покрытие.Не знаю,почему - то ли от дерева зависит,то ли от рук...

Как будете следующую работу покрывать, попробуйте отлить немного шеллака, и разбавить его посильнее спиртом, судя по тем пропорциям как Вы его растворяете, я бы в 4-5 раз разбавил, и не набирать его внутрь тампона, все таки не те объемы, и слоев дать побольше не жалея, я обычно слоев так 15-20 не считал честно говоря. подтек если возник, тут надо просушить подольше, ведь спирт сначала испарился из верхней части слоя, и она затвердела, а в глубине все еще сыро, верхняя пленка препятствует испарению. ну и наждачка 1000-2000 на мягких лапахесли не вышло то смыть все спиртом и по новой!

а кожу изнутри это хорошо!кожу и снаружи можно шеллаком.

вологжанин 13-05-2013 10:03

Все равно мне кажется не стойкое покрытие выходит--не то это все для рукоятей.

Max_CM 13-05-2013 10:25quote:Originally posted by pepa.s:Привет!http://www.youtube.com/watch?v=8xiUjN0auYQ&feature=channelЗдесь мастер класс по работе с шеллаком .С уважением pepa.s.

Классный ролик! спасибо!

quote:Originally posted by вологжанин:Все равно мне кажется не стойкое покрытие выходит--не то это все для рукоятей.

Совершенно верно! основной недостаток шеллака его неводостойкость.еще раз! чем чище тем более водостойкий, проблема именно в воске содержащемся в шеллаке.

то что пишут типа да я его в посудомойке два года на кухне, Ложь! П....жь! и Провокация! то есть неправда.

Но! шеллак дает непревзойденное качество отделки!и решение о применении того или иного покрытия нужно принимать исходя из задач изделия.

unia 13-05-2013 11:03quote:Originally posted by Max_CM:возможно.quote:Originally posted by Max_CM:и полируют. все сказанное относилось к работе с музыкальным инструментом. положить идеально ровно тампоном невозможно, это факт. во всяком случае, настолько ровно, чтобы это было приемлемо для инструмента.и шлифуют и полируют. но не наждачкой, конечно. порошки с маслом и т.д.quote:Originally posted by Max_CM:Вот тут совершенно с Вами не согласен!Мастерство оно же в мелочах!

да это всё понятно, только будете вы делать такой финиш на рукояти, как на ценном инструменте? вот что я имел ввиду. на шеллаке это просто бессмысленно, имхо, применительно к рукояти. я сам делаю финиш, как правило. но только с тунговым маслом это можно сделать быстрее, другими методами и главное - оно более стойкое к воде и механическим воздействиям. )))

unia 13-05-2013 11:05quote:Originally posted by вологжанин:Все равно мне кажется не стойкое покрытие выходит--не то это все для рукоятей.

согласен.что касается полировки шеллачным составом на инструменте. даже там - это временное покрытие. наносится поверх основного лака, и при условии постоянной эксплуатации инструмента - обновляется два раза в год.

Виталий Б 16-05-2013 16:08quote:Originally posted by froghunter:На истину не претендую,просто - я так делаю.Алексей, было интересно, спасибо.Способ знакомый, но в фотках как делают другие всегда интересно.-----------С уважением Виталий. www.vitaliknife.rudlesnik59 16-05-2013 17:16

Из всего вышесказанного сложилось стойкое ощущение, что шеллак, оно для "полочников". Или я неправ?

froghunter 16-05-2013 18:40quote:Originally posted by dlesnik59:Из всего вышесказанного сложилось стойкое ощущение, что шеллак, оно для "полочников". Или я неправ?Не знаю.Серьезно - не знаю.Пара ножей у знакомых ребят,держат шеллак больше года.Некоторые облазят через месяц.По большому счету,моя любимая пропитка - это льнянка.Но пока полимеризуется - запах не очень приятный.Вот и закрываю сверху,пока льнянка не встанет.С другой стороны - Миха А,вовсю на кухне использует.Как-то так...afg1 16-05-2013 21:17

Пользуюсь с год. Слегка потерлось, в основном держится нормально. Наверно, периодически нужно освежать.

U-Ka 16-05-2013 21:46

А у меня кухонник с рукоятью из сувельки уже третий год трудится.Покрыл в несколько слоёв шеллаком, он и сейчас как новенький ,блястит!Правда шеллак из лавки художника ,уже разведённый был.

MaxPhD 17-05-2013 13:07

Хорошая тема. Спасибо.

guns.allzip.org

вопрос по шеллаку

Peps70 01-04-2012 14:15

Всем привет!

Суть вопроса - приобрел в худ магазине шелак флоренция итальянского производства

сделал им финишое покрытие рукояти из бука, блестело красиво. Помыл нож после пользования на кухне под струей горячей воды, покрытие стало слезать пятнами, что за байда, ведб только спирт можнт его растворять...

-Олег- 01-04-2012 14:58quote:Помыл нож после пользования на кухне

Знакомая история сейчас использую даниш ойл.Возможно слой тонкий был . Я не стал экспериментировать

Чечако-СПб 01-04-2012 19:26

Я покрывал очень жидко разведенным шеллаком по маслу для полков, хорошо выдержанного. чем жиже разведен шеллак, тем лучше ложится и прочнее держится. После этого даже посудомойку выдержал, куда жена сунула.

Нестор74 01-04-2012 21:37

яхтный лак рулит шеллак - нестойкое покрытие, не намного дольше проживет, чем покрытие карнаубским воском, особенно под воздействием агрессивной среды.

alex-wolff 01-04-2012 22:43

просто жидкий готовый шелак не надо покупать. покупать надо хлопьями и самому разводить спиртиком медицинским, а с готовым всегда так, смывается мылом....х.з. чем они его разводят, но явно не для наших целей.хлопья шеллака заливаются именно чистым спиртом, примерные пропорции 120гр гранул на 400-500мл спирта, настаивать лучше на батарее в закрытой таре дня эдак 3-4, перед нанесением перемешать, финиш ложиться на обезжиренную поверхность рукояти, для этого достаточно помыть пропитанную рукоять под струёй воды с моющим средством, или тем же спиртом протереть, что бы верхний слой рукояти был обезжирен.наносить шеллак тряпочным тампоном из плотной ткани, макающими движениями, тонким слоем, дать высохнуть пройтись наждачкой и нанести второй слой. полирнуть и всё.рукоять становиться глянцевой и водостойкой.

ALVID 02-04-2012 01:49

ПисАть не люблю,но... Короче.Год назад,сдуру,положил тампонс шеллаком на тарелку.С того времени СПЕЦИАЛЬНО пользуюсьтолько ей два раза в день.И мою сам.Типа эксперимент.Мою специальной(довольно жесткой)губкой с ферри.Вода горячая.И что?-спросите вы.А ничего-отвечу я.Пятно наместе. Выводы делайте сами.Всё,устал.Пошел спать.

Миха_А 02-04-2012 07:03

2 года на кухне живёт масёк с зашелаченой рукоятью, до сих пор блястит как котовые эти самые Шелак наносил по методе Казбека (zmeya), тему найти не смог

TATb 02-04-2012 09:10

Ребята, а если шеллаком разведенным в спирте под вакуумом рукоять пропитывать чего нибудь путнее получиться?.

Нестор74 02-04-2012 09:37quote:Originally posted by alex-wolff: финиш ложиться на обезжиренную поверхность рукояти, для этого достаточно помыть пропитанную рукоять под струёй воды с моющим средством, или тем же спиртом протереть, что бы верхний слой рукояти был обезжирен.

Т.е. если рукоять пропитана маслом, и достаточно выдержана для полной полимеризации, то покрытие получится стойким?

Max_CM 02-04-2012 10:13

Значится так.Щеллакк это природная смола, вырабатываемая насекомыми лаковыми червецами (Laccifer lacca), паразитирующими на некоторых тропических и субтропических деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии

(это из википеди) Проще говоря какашки каких то насекомых.

Сбор корки лака происходит в июне и ноябре. После его подвергают измельчению, промывке и сушке для получения сыпучей лаковой массы. Позже лак, помещенный в парусиновые мешки с добавкой 2-3 % сульфида мышьяка, расплавляют над огнем древесного угля. Расплавленный лак продавливают сквозь парусину, после чего еще раз плавят, и отливают в прямоугольные формы. Путем вытяжки из прямоугольных брусков получают листы готового шеллака.

(это опять из википеди) скажем так не единственный вариант.

Как вы понимаете с веток его снимают со всякими примесями, и все эти парусины это фильтры для очистки.

Кроме механических примесей щеллак содержит и всякие другие химические, например воск. вот он то и является причиной бед.то есть чем лучше очищен щеллак от воска тем он более влагостойкий.к сожалению в домашних условиях такая очистка вряд-ли возможна.

Всякие там басни про чудо добавки делающие чудо щеллак чудо стойким не более чем маркетинговый ход. причина влагостойкости только в глубине очистки и свежести раствора.

(Как самогон, чем чище тем круче!)

Кроме того растворенный в спирту щеллак теряет свои свойства примерно через год, просто перестает сохнуть.

Вообще-то его используют для покрытия мебели и паркета с незапамятанных времен, и всегда обращается внимание на его невысокую влагостойкость, и неповторимый блеск.

alex-wolff 02-04-2012 11:06quote:Originally posted by Нестор74:Т.е. если рукоять пропитана маслом, и достаточно выдержана для полной полимеризации, то покрытие получится стойким? стойкое покрытие к влаге, т.е вымывания основной пропитки не происходит, тем более, что например масло для полока, которое так любят использовать некоторые комрады почти не полиримезируется, но не к механическим воздействиям.....внимательные, прочитали в моём предыдущем посте, что перед нанесением шеллака, поверхность надо ОБЯЗАТЕЛЬНО обезжирить, иначе будет "мартышкин труд", шеллак ляжет плёнкой и будет слезать "как чулок", отслаиваясь от рукояти при незначительных зацепах извне.quote:Originally posted by TATb:Ребята, а если шеллаком разведенным в спирте под вакуумом рукоять пропитывать чего нибудь путнее получиться?. получиться, рукоять станет фактически как пластиковая, стабилизировал так пару раз карельскую берёзу, но есть ньюансы, большой расход.... жалко спирта Max_CM 02-04-2012 12:15

Ну так прополис кажется тоже это самое, и ни чего, прикладываем его к разным местам.

А спирт можно использовать и изопропиловый, в радиомагазинах недорого стоит, а для внутрь не годится.

RazorTVI 02-04-2012 12:34quote:Originally posted by alex-wolff:получиться, рукоять станет фактически как пластиковая, стабилизировал так пару раз карельскую берёзу, но есть ньюансы, большой расход.... жалко спирта

Прикольно, мне спирт не жалко, надо попробовать

Peps70 02-04-2012 17:30quote:А спирт можно использовать и изопропиловый, в радиомагазинах недорого стоит, а для внутрь не годится.

я до этого брал шелак тоже в худ магазине на изопропиловом спирте, так он по моим ощущениям гораздо лучше был, просто уже закончился взял эту флоренцию думал лучше будет, так фигушки мне

evbuch 02-04-2012 18:32

Шеллак натуральный в хлопьях растворял в Асептолине из аптеки. Не обезжиривал перед нанесением. Располировывал тампоном - вата в кусочке материи (при герметичном хранении - многоразовый). Наливаем прямо на вату чуть, на тряпочку первый раз можно немного масла, четверть капли, чтоб не прилипал, и круговыми движениями...http://guns.allzip.org/topic/97/971833.html - один из образцов. По предыдущим экземплярам, покрытие довольно стойкое, воды не боится. Ну а если ронять царапать конечно не лучший вариант, следы остаются, лак есть лак.

guns.allzip.org

Обработал Шеллаком

Surikat 25-01-2008 14:07

А какая технология (обработки)?

serge-vv 25-01-2008 14:16quote:Originally posted by Surikat:А какая технология (обработки)?+1OSG 25-01-2008 14:18

Дак недаром рояли покрывали! Спиртом разводил? Скока слоев?

Yunat.0720 25-01-2008 15:02

В спирте растворил, вчера залил, сегодня пользовал.Втирал тампончиком, слоёв сколько не считал, ну разов десять может быть, потом полернул на войлочном круге.

Yunat.0720 25-01-2008 15:21

Спасибо , Виктор. Я значит почти правильно делал.

serge-vv 25-01-2008 15:35

а где брал шеллак этот самый?

Yunat.0720 25-01-2008 15:39

Я брал в Руте, магазин для ювелиров

abalmix 25-01-2008 15:56

А я давно это говорил

SimbaAnton 25-01-2008 16:27

а на палисандр пойдёт, этот шеллак?и это он, вот такой должен быть?

And 25-01-2008 16:32

Ага. Только у меня например намного темнее.

Yunat.0720 25-01-2008 16:49quote:а на палисандр пойдёт, этот шеллак?и это он, вот такой должен быть?Он самый, у меня тоже чуток потемнее будет.abalmix 25-01-2008 17:45

На палисандр, на эбен, на всё пойдёт.Он бывает тёмный и светлый, очищенный.

Udod 25-01-2008 19:32

Наши пра-прадедушки не дураками были. Не зря они шеллачный да янтарный лаки пользовали, а не НЦ какое-то.

SimbaAnton 29-01-2008 23:44

заказал, шеллак, скоро получу.разговаривал сегодня с одним знакомым, и слово ШЕЛЛАК у него восторга не вызвало, сказал очень много сложностей и тонкостей в деле этом. поэтому позвольте спросить:1. как важна обработка поверхности дерева перед лакировкой?2. как развесли шеллак, можно ли простой водкой или пищевым спиртом?3. какую концентрацию лака делать, какмёд или как яблочный сок?4. как лак наносить, кисточкой или ватным тампоном?5. как отполировать рукоять после нанесения лака?

нож полностью готов, карелка отполирована и нехотелось бы спортить, прошу вашей помощи...

abalmix 30-01-2008 12:04

Разводить спиртом, лучше чистым медицинским, водка не подойдёт. Примерно один к семи, по объёму. Растворяется он долго, бутылку поставить в тёплое место и периодически встряхивать. После растворения останется осадок ( в основном воск ) и куча мелкого мусора. Фильтровать и ещё раз фильтровать. Я перед щеллаком пропитываю льнянкой со скипидаром. Наносим щеллак тампоном, ни в коем случае не ватным, тампон делается из ХБ ткани, плотной, чтоб нитки из неё не лезли, внутрь кладём кусок шерсти, на шерсть наливаем немного политуры, круговыми движениями, без нажима, наносим на рукоять. Тампон ни в коем случае не останавливать, иначе он сразу прилипнет. Наносим несколько слоёв, я обычно делаю 2-4 слоя, с перекурами минут по 20-30. При нанесении последнего слоя на тампон наносим пару капель льняного масла и долго полируем лёгкими движениями. Это упрощённый способ, при классической технологии наносится 20-30 слоёв политурой различной густоты с промежуточной шлифовкой.

abalmix 30-01-2008 12:07

Поверхность дерева, естетвенно, должна быть отшлифована, ворс и пыль убраны. Я смачиваю спиртом и прохожу наждачкой 2500 грит или скотч-брайт 1000 грит.

SimbaAnton 30-01-2008 12:15

спасибо, по результатам доложусь

Yunat.0720 30-01-2008 09:59quote:поэтому позвольте спросить:1. как важна обработка поверхности дерева перед лакировкой?2. как развесли шеллак, можно ли простой водкой или пищевым спиртом?3. какую концентрацию лака делать, какмёд или как яблочный сок?4. как лак наносить, кисточкой или ватным тампоном?5. как отполировать рукоять после нанесения лака?нож полностью готов, карелка отполирована и нехотелось бы спортить, прошу вашей помощи...Большенство ответов quote:Stingy

posted 25-1-2008 15:09

Это инструкция к средству с Бризы- http://knife.ee/modules.php?name=Forums&file=viewtopic&t=49А тут рецепт от Марка Лучина - http://knifefoto.narod.ru/propitki.htm#3.+%CF%F0%EE%EF%EE%EB%E8%F1%ED%E0%FF+%ED%E0%F1%F2%EE%E9%EA%E0+%E8+%F8%E5%EB%EB%E0%F7%ED%FB%E9+%EB%E0%EA

Петровичч 30-01-2008 10:58

А можно ссылочку на сайт где он(Щеллак) продаётся.

SimbaAnton 30-01-2008 12:13quote:Originally posted by Петровичч:А можно ссылочку на сайт где он(Щеллак) продаётся.

я лично за Границей заказывал, должны знакомые привезти...

spit 30-01-2008 16:04

Я в шеллак добавляю несколько капель льняного масла (0.5%, не больше), тогда он когда сохнет не липнет и слой вроде элластичнее, а если пропитанное льнянкой и покрытое шеллаком дерево прогреть до пузырей, то все впитается вместе с маслом. и вообще тонким слоем льнянки поверх шеллака полезно пройтись.В магазине для художников он продается.

Петровичч 30-01-2008 16:09

Спасибо за наводку и ссылки!

SimbaAnton 30-01-2008 16:18

нету художественных салонов у нас... -пробывал льнянку из продуктового магазина, об этом лучше и не вспоминать... -пробывал льнянку из строительного магазина, специальную с растворителем, тоже эфект не впечатлил...

сейчас попытаюсь в Аптеке узнать, может у них есть Льняное масло, а заодно и спирт медицинский, чтоб шеллак развести.

abalmix 30-01-2008 20:01

Спирт в аптеках, к сожалению, не продают, даже в больнице это проблема, в основном везде 70 %

spit 30-01-2008 22:50quote:Originally posted by abalmix:Спирт в аптеках, к сожалению, не продают, даже в больнице это проблема, в основном везде 70 %

Продают но не во всех.

SimbaAnton 30-01-2008 23:29

спирт 96% в аптеке приобрёл, накапали 100 грамм, надеюсь для начала хватит. Льняное масло, заказал тоже 100 гр., завтра можно будет забрать. надеюсь аптечная льнянка подойдёт?и сразу появился вопрос, рукоять пропиталь льнянкой и высушить, а потом шеллак наносить, или можно будет наносить лак по свежему льняному маслу?

мисталова 31-01-2008 10:05

Личный опыт подсказывает, что льнянка художественная и всякая разная остальная - две большие разницы. Для наших целей первая гораздо, гораздо лучше.

SimbaAnton 02-02-2008 12:56quote:Originally posted by abalmix:Разводить спиртом, лучше чистым медицинским, водка не подойдёт. Примерно один к семи, по объёму. Растворяется он долго, бутылку поставить в тёплое место и периодически встряхивать. После растворения останется осадок ( в основном воск ) и куча мелкого мусора. Фильтровать и ещё раз фильтровать. Я перед щеллаком пропитываю льнянкой со скипидаром. Наносим щеллак тампоном, ни в коем случае не ватным, тампон делается из ХБ ткани, плотной, чтоб нитки из неё не лезли, внутрь кладём кусок шерсти, на шерсть наливаем немного политуры, круговыми движениями, без нажима, наносим на рукоять. Тампон ни в коем случае не останавливать, иначе он сразу прилипнет. Наносим несколько слоёв, я обычно делаю 2-4 слоя, с перекурами минут по 20-30. При нанесении последнего слоя на тампон наносим пару капель льняного масла и долго полируем лёгкими движениями. Это упрощённый способ, при классической технологии наносится 20-30 слоёв политурой различной густоты с промежуточной шлифовкой.

снимаю шляпу перед ГЕНИЕМ нашего времени!!!!!!!!!!!!!

шеллак, как не наноси, это всётаки ЛАК, блестящее и скользкое покрытие. превосходно защищает дерево и придает ему превосходный блеск и отличный внешний вид. только это всётаки лак, очень скользкий в руках и неконтролируемый практически при малейших загрязнениях....и я ещё раз повторюсь, это надо быть гением, чтоб додуматься смешать скользкий блестящий лак с практичной льнянкой. нанёс я пару слоёв шеллака на рукоять, получилось очень блестящее и очень скользкое покрытие, и потом, воспользовавшись советом Александра, добавил немножко льнянки при полировке. покрытие получиось просто чудесное. устойчивое как самый лучший лак, блестящее и в тоже время не скользкое и не склизкое благодаря простой и надёжной льнянке.

большое спасибо за помощь, нож удался на славу!!!!

(фотки будут при дневном освещении)

abalmix 02-02-2008 01:09

Ну, мне конечно очень приятно, но это не я придумал, так уже лет двести делают . Кстати, льнянки должно быть немного, только чтоб тампон не прилипал. Излишек масла сделает покрытие мутным.

abalmix 02-02-2008 01:17

Вообще, полезно почитать, как люди обходились без НЦ и прочей химии, очень познавательно.

Нетыкса М.А. Практический курс столярного искуства, 1901 г.Волков П. Производство лаков, 1882 г.

В сети они есть, Нетыксу можно и в бумажном вде купить, только цены негуманные

grga 02-02-2008 02:09

Насчет льнянки .Проверенный фармацевт заявил, что та,которая в продуктовом рафинированная и в художественном магазе - наливаются из одной цистерны Но пробы на затвердевание, конечно,проводить надо.

guns.allzip.org

Шаблон размера "Технология"

 

 РАЗЛИЧНЫЕ СОСТАВЫ ДЛЯ ПРОПИТКИ РУКОЯТЕЙ

1. Пропитки на основе воска и жиров.

2. Пропитка льняным маслом и олифой

3. Прополисная настойка и шеллачный лак

4. Пропитка составом на основе цианакрилатного клея

5. Покупные пропитки и покрытия

 

 

1. Пропитки на основе воска и жиров.

Сергей, Москва

 16-04-03

    По поводу пропитки дерева:

              1) ~ 300мл скипидара;

              2) ~ 15 тонких восковых церковных свечей;

              3) ~ 5-10мл (на-глаз) вазелинового масла.

Прогреваем печь до 100-150 градусов (не более!!!), кладем туда нож, рукоятью вперед. Ждем ~5 минут. Вынимаем и сразу в "коктейль" - остужаться.

Но! Перед этой процедурой, рукоять должна быть доведенной до последней кондиции(отшлифованой и полированной), ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!

После того как "коктейль" заполнил поры дерева рукояти, остается только удалить излишки путем полировки. Из того, что я наваял (~15 шт.), ни один не вернули.

Я пошел по пути Г.К.(счастья ему и здоровья). Я первые свои ножи (2шт., разные по форме) отдал на тест обвальщикам (безвозмездно). Сейчас я могу зарабатывать ЭТИМ на жизнь, но не хочу. Так вот, мужики просят простую деревянную рукоять оквадраченную к торцу и овальную у обжимного кольца. И ни какой!!! ни какой пропитки. Т.к. говяжий жир сам пропитывает и полимеризует дерево. Только периодически рукоять обтирается о фартук, и у мужиков на руках кольчужные перчатки.

Неанд (к), Москва  

    А жир неважно какой, будет пахнуть ... достаточно сильно. Там, на мясокомбинатах, вообще с запахами всё в порядке. Поскольку нож "чисто" рабочий, думаю, запах от рукоятки не есть самая большая проблема. А вот если нож для дома для семьи, то ИМХО свежий жир не стоит использовать в качестве пропитки.

Dmitry K19, Луганск  

    Я пропитываю просто в науральном воске (кстати,у нас в Луганске, в магазине "Пчеловодство" свободно продаётся и на порядок дешевле церковных свечей, плюс запах ничем не испорченный ). Беру баночку из под сока "Чемпион", ставлю на газ через рассекатель (блямба такая круглая двухслойная с дырочками), довожу воск почти до кипения и запихиваю туда рукоять. Варю до тех пор, пока не перестанет вытесняться воздух (перестают пузырьки идти). Затем вытаскиваю рукоять, жду,пока воск не втянется (рукоять высыхает), затем опять сую в расплавленный воск, и так до тех пор, пока на рукояти не образуется слой остывшего воска, который снимаю полировкой тряпочкой. Очень красиво получается, на Опинеле цвет не поменялся, на финке стал приятного жёлто-коричневого цвета. А запах...

    Кстати, впитывается весьма глубоко, я на финке рукоять переделывал, была возможность проверить. Имхо,прелесть ещё и в том,что эту операцию всегда можно повторить. А жиром наверное таки запах будет, только на мясокомбинате это не имеет никакого значения.

Bushman, Москва  

    Сам всегда пропитывал только пчелиным воском (очищенным только от "мусора", но не перегнанным), имею следующий опыт: в волокнистую древесину впитывается лучше, если она сама разогрета, излишки воска из некоторых пород дерева нужно слегка выпаривать, т.е. стереть, а потом рукоять подержать высоко над открытым пламенем, чтоб она "пропотела", и вот это тоже стереть.

    По поводу жировой пропитки - тут несколько раз упоминалась "полимеризация дерева", на самом деле это не совсем верный термин. Жиры, которые впитываются в дерево, сами разлагаются (особенно тогда, когда нож моют с использованием щелочей), происходит процесс, называемый "омыление". При этом из жира получаются вещества, которые плавятся при бОльшей температуре и по-разному растворимы в воде. Таким образом, получается этакий "мыльно-целлюлозный" композит, более прочный, чем дерево, не подверженный рассыханию (дерево получает водоотталкивающие свойства). Но воняет оно, конечно, соответственно. Для дома мало подходит.

Вадим, Норильск  

    На теории "свежего жира" поставлены культуры многих древних кочевых народов. ЗАПАХ от таких заимствований - жуткий! Все ж в натурализме планка некая необходима ИМХО. Иначе... вот долгане шкуры для зимней одежды оленьей мочой дубят, вперемешку с кровью. А эту страсть потом носят... Но не в тепле! Их за чумом оставляют. Друг пришел ради прикола на Новый год в таком комплекте, когда все уже за стол сели...))) Дамы сильно страдали, пока на площадку весь этот гарнитур не выкинули.))

    Свиной жир еще ничего, фэйри прошелся сверху чуть - и все. А вот бараний... И вообще, чем мясо ближе к дичи, тем запах пуще.

Марк Лучин  

    Жировая традиция имеет не только исторические культурные корни. С точки зрения биохимии жир является таким же кормом для микроорганизмов, как и любая другая часть животного. Микробиологи хорошо знают одну важную особенность. На пищевой подложке сначала размножаются почти все бактерии и микробы, но с расширением границ их колоний наступает ферментно антибиотичная война за территорию. Именно это свойство научились испольщовать медики - брать побочные продукты выделения микробов (антибиотик) для лечения больных. Каждый микроб выделяет антибиотические вещества которые угнетают другие бактерии и только его родственники чувствуеют себя в этой среде хорошо. Короче - бактерии, пожрав предложенный им жир, размножаются и выделяют большое количество антибиотиков. Потом одна из культур которая оказалась самой сильной из присутсвующих подавялет все остальные и заполняет собой всё доступное пространство. Сжирая и трупы своих поверженный врагов. Затем когда есть больше нечего, бактерии покрываются кутикулой и как бы засыпают с среде насквозь пропитанной ихним антибиотиком.

    При попадании новой порции жира (или чего другого вкусного) они инкапсулируются и делают "ням-ням". И ещё больше размножаются в толще древесины на всю глубину пропитки. И ещё больше вырабатывают антибиотиков. И так много много циклов. Все другие бактерии попадающие на такую рукоять погибают намного быстрее чем раньше. Таким образом, вместо светлой мечты о натуральной пропитке маслицем мы по факту получаем пропитку отходами жизнедеятельности микробов. Большая часть из которых по меньшей мере "не полезны для нас". Да, теперь микробы способные портить дерево погибают быстрее чем ранее. И ручка сохраняется лучше, чем без пропитки. При этом всё вышесказанное никуда не девается, а только накапливается. Но это тоже как бы не проблема - проблема на самом деле в том, что для Вашего здоровья необходимо "засеять" рукоятку именно правильными и сильными бактериями. Именно теми, которые не будут вызывать именно у Вас лично отторжения на микробиологическом и алергенном уровне.

    Остается лишь один маленький вопрос - какими и где их взять.

Vassili, Калифорния  

    Вадим, со временем рукоять навощенная тускнеет хотя если потереть тряпочкой, блеск возвращается, как сделать так что бы всегда блестело?

Вадим, Норильск  

    Я не знаю, стоит ли делать так, чтоб всегда блестела, но это имхойные дела - просто осточертел блеск. Мне бы вообще некую потертость со временем (организованную)...))) Самый простой способ - юзать чаще! Рука все отполирует, насколько возможно.

Bushman, Москва  

    Воск (который не из церковных свечей, которые делают сейчас черт знает из чего, включая синтетику) не надо мешать ни с чем - неочищенный сам содержит бактерицидные вещества, которые добавляют туда пчелы при его "производстве".

    А против потемнения вощеной рукояти не поможет ничего - у нее минимальная остаточная липкость остается, элементарная грязюка прилипает. Я протираю грубой тряпкой, мешковиной.

Knif_fan  

    Делюсь пропиткой любимой походной ложки(деревянной самодельной), воск + канифоль + скипидар. Пропорции примерно на 1 часть воска(чистого), 0,25-0,6 канифоли чистой еловой. Скипидар тоже продукт вроде натуральный, но кто его знает в наш век химии. Расплавить воск на маленьком огне, всыпать канифоль, перемешать, снять с огня и дать маленько остыть. Прилить скипидар маленькими порциями (осторожно следите чтобы не вспыхнул!), постоянно помешивая. Рабочая консистенция примерно как у зубной пасты. Наносить в тёплом виде, усиленно втирая в древесину в несколько слоёв. После покрытия с недельку повоняет потом выветрится. Если нет скипидара или не хочется его использовать, то вышеуказанный cостав -скипидар, в жестяную посудину, на водяную баню, и погружать в него изделиё.

Алексей, Чернигов  

Про вощение...

а) воска-30 частей,стеарина-10,мыла-10,скипидара-40,канифоли-1 0.

б) воска -25 частей,мыла-12,охры-5,р-ра поташа-18,канифоли-40.

в) воска-35 частей,скипидара-60,канифоли-5(скипидар допустимо заменить бензином,что сократит продолжительность сушки с 48 до 3 часов)наносится мастика при t 20-25 ,не менее суток сушиться при комнатной t. Для закрепления глянца,придания поверхности стойкости,поверхность рекомендуеться покрыть шеллачным лаком,разведённым щелочной политурой в соотношени 1:1. (Народные ремёсла, составитель Н.Гладков)

 

2. Пропитка льняным маслом и олифой

 

Неанд (к), Москва  

    На "Клинке" рассказали ещё один технологический вариант пропитки (каюсь, не запомнил фирму, клинки от Пампухи, а сборка и рукоятки делает Алексей (?). Стоял он напротив "монументальных складников Савостина из Ставрополя" (С)Иннокентия).

    Так вот, собранный и доведённый нож складывается в морозилку и там живёт некоторое время. Когда замёрз - готовится два раствора на базе льняного масла с добавками (какими не озвучивалось) и один из них доводится до температуры 70-80 градусов, а второй - комнатной температуры. Ножик из холодильника вынимается и опускается в горячее масло - идёт бурное выделение воздуха из дерева рукоятки, как только пузырики перестали идти - переносим в масло комнатной температуры и там оставляем до полного  насыщения. За что купил - за то продаю  

Алексей, Чернигов  

И про олифу... натуральная - высококачественный плёнкообразующий материал,дающий атмосферостойкие покрытия. Изготавливаеться из льняногоили конопляного масла с добавлением сиккатива. Оксоль - выпускаеться следующих марок : В- из льняного и конопляного масла,предназначена для приготовления масляных красок,для наружных и внутрених работ; ПВ - из подсолнечного,соевого,кукурузного,виноградного,рыж икового масел - для внутреных работ. Являеться пожаро-и взрывоопасным материалом. Искусственные(глифталевая и пентафталевая) - представляет собой 50%-ные р-ры глифталевой смолы средней жирности или жирной пентафталевой смолы в уайт-сп ирите с добавлением сиккатива. (Домовая резьба, В.Буриков и В.Власов)

    По моему скромному опыту лучше использовать олифу,чем одно льнянное масло - всё же сохнет быстрее...  

   

Интересующийся, Гомель: Пропитка рукояти льняным маслом - это окончательная операция после полировки деревянной рукояти? Или после пропитки еще надо какие-то операции производить? Если после пропитки, например замечены некоторые недостатки обработки и надо немного ошкурить, то если ошкуривать после пропитки - нужна ли повторная пропитка? Насколько глубоко пропитывается рукоять?

Vassili, California: После пропитки наде ее еще тряпочкой полировать пока не засохнет - не все время конечно но иногда. Лучше не трогать после пропитки - свойcтва дерева меняются - оно уже не сухое, что ли, и не всегда получается отполировать мелкими шкурками до такого же блеска, особенно мягкое дерево типа макори. Всегда хорошо несколько дней подождать перед вымачиванием, поиграть ножем, что бы если что не нравиться подправить до ошкуривания.

        После ошкуривания естественно надо еще олифой обработать, но пропитывать по новой наверно не обязательно, потереть сверху вполне достаточно, чтобы верхний слой восстановить.

 Smi, Nsk  

      Попробуйте варить масло. Сделать пару дырочек в банке пивной, пиво вылить, масло налить, и на огонь. Рецепт для открытого воздуха, так как когда масло дойдет до кондиции, оно начнет дымить и вонять. Наверное, вода освобождается из молекул или еще чего, но масло густеет в разы. Как не самый жидкий мед становится. По идее, вы получите натуральную олифу. Отверстия большими не делайте, давление должно быть, иначе температуры не хватит. Я делал на сухом горючем в ведре с песком.

 

3. Прополисная настойка и шеллачный лак

 

 Марк Лучин, ТАЛЛИНН  

    Если хочется очень натуральное, сделайте прополисную настойку. Возмите ацетона, бензина, спирта (в равных частях на глазок). В этом всeм растворите кусок прополиса (величиной с пару кубиков сахара). Прополис бывает очень разный - от смолистого до камнеобразного. В нашем случае твeрдый лучше. Затем к этому коктейлю - кусок воска со спичечный коробок (можно на худой конец и парафина). И пару-тройку столовых ложек льняного масла (либо натуральной конопляной олифы). Хорошенько взболтайте полученное и натирайте до !горяча! этим "елеем" избранный кусок дерева. Потом хорошо бы проработать ещe и горячим феном. У меня натeртый таким составом (последний раз 8 лет назад) приклад ружья вкусно пахнет до сих пор. И воду не берeт.

Vassili, Калифорния  

    Я попробовал спиртовый экстракт прополиса для обработки рукояти (по совету Марка). Экстракт прополиса из аптеки наносится ватной палочкой на рукоять (отшкуренную от 220 до 2000). Потом полируется тряпкой, тряпку я слегка смочил ацетоном, чуть чуть в одном месте. Иначе там где избыток прополиса тряпка прилипает, ворсинки с нее. Смоченным участком тряпки эти излишки можно легко убрать. После не очень продолжительного полирования рукоять приобретает матовый блеск и само собой запах прополиса. Это гораздо быстрее пропитки в льняном масли и конечно ароматнее. Я думаю несколько раз так пройтись, хотя не уверен что надо. Вопрос насколько такая обработка стойкая и хорошо ли она защищает дерево? Что вообще такое прополис? А вопрос по прочности у меня возник из-за того что рецепт - не канонический. У Марка смесь чистого прополиса с маслом, воском. А я использовал просто экстракт из аптеки. Может еще воском поверх натереть?

Hollander, Минск  

    Пчелы выделяют воск и прополис. Прополисом они дезинфицируют улей. Покрывают им всю дрянь, которая попадает в улей.Это трупики мышей, мертвые насекомые и тд...

Георгий, Рига  

 Для чисто бытовых условий, химически будет устойчив (растворим в спирте, эфире, скипидаре), но как покрытие - слабоват в сравнении с воском. Добавка к воску - другое дело (и аромат, и антисептик, и пчелы за Вами табунами бегать будут ). Кстати, масло, добавленное в воск, увеличивает глубину пропитки и уменьшает температуру плавления смеси (в тропиках рукояткой ножа можно ваксинг производить).

Марк Лучин  

Полный состав рецептуры содержит:

1)Масло льняное (примерно две три столовых ложки)

2)Экстракт прополиса на спирту (тоже две три столовых ложки экстракт не чистый, а вместе с восками и осадком)

3)Шеллачный спиртовый лак (чайная ложка из осадков содержащих смолы и воски)

4)Скипидар 30%, бензин 30% спирт 30% (остальное первые три пункта)

Натирать до горяча, желательно использовать фен.

Вадим, Норильск  

    Боюсь я лишних "плотных" ароматизаторов. Итак мошки и комарья до черта - на что они среагируют, вдруг там маточное молочко какое.

Vassili, Калифорния  

    Не удержался - покрыл поверх прополиса воском, сначала с нагревом - все испортилось. Пришлось шкурить и все заново прополисить... Потом без нагрева путем втирания с усилием - красотища страшная! Некотарая белесоватость прополиса ушла и все блестит и чуть не светится само. Структура древесины проявляется идеально, цвет потемнел лишь слегка, вид натуральный - покрытие не чувствуется как в случае с лаком, который как то живет сам по себе.

    Может стоило без прополиса сразу воском покрыть? Но мне кажется, прополис все же дает некую жесткую подкладку под воск. Что думаете уважаемые форумчане (Вадим классное слово придумал)?

Единственно беспокоит запах - у нас тут пчелы убийцы скоро появются из Мексики, жуть.

 Vassili

 16-02-03

    Как наносить шеллачный лак на рукоять. Пожалуйста опишите подробнее, чем, сколько раз, как потом полировать. Я покрыл отшкуренную кленовую рукоять один раз - на ощупь получилась шершавая, на отсвет заметны неоднородности, типа подтеков, надо как то полировать, а как не знаю. Объясните подробно с учетом что я в этом деле нуль, а попробовать хочется. Аналогичная проблема с прополисом - все класно, но поверхность с потеками, неоднородная.

 Марк Лучин  

    C прополисом собвсем банально. Раз остались потёки, значит покрывали либо кистью, либо уж очень мокрым тампоном. Прополис элементарно надо нагревать над горелкой спиртовкой (она сажи не даёт) или феном (если есть строительным и просто напросто растирать по горячему тряпочкой. Совсем уж лишнее можно убрать ваткой со спиртом.

    Шеллак - всё сложнее. Прежде всего покрывать шеллаком надо не так, как обычными лаками. Наносится он тонким слоем. Дважды крыть в то место где только что прошла кись очень нехорошо. Дело в том, что шеллак от прошлых лакировок растворяется и просто уносится кистью. Так, что вместо того что бы нарастить слой он наоборот смывается. Потёки шеллака убирать как правило намного трудне!!! Потому как если смывать их, то раствориться всё вокруг, но не сам потёк! Поэтому лакировать изначально нужно качественно и не спешить.

    Полировка шеллаком самая трудная для новичка операция, но если Вы освоите её, то будете сидеть высунув язык от удовольствия . Буквально! Полируют либо сразу по грунту (но это в высокохудожественных случаях), либо после того как первые слои лака уже лежат и по ним. Предварительно лаковую поверхность прошкуривают очень мелкой наждачкой. Не крупнее №3-5 по старой советской терминологии. 5 номер используют для шлифовки краски машин. Эти шкурки на бумаге. Номера 8-10 уже слишком крупные их как правило делают на материале. прошкурить нужно для того, что бы снять поднявшийся ворс на дереве (если Вы конечно не владеете циклей). После сошкуривания ворса начинаем полировать тампоном. Тампон же делаем так. В зависимости сколько у Вас лака комок ваты берём размером от полспичечного коробка до небольшой булочки. Короче маленький тампон для поверхности типа рукоятки ножа годится сделать таким что бы ваты в нём было в сжатом (или мокром состоянии) примерно с кусочек сахара рафинада. Теперь распушиваем вату и укладываем её уже сжимая в льняную или хлопковую ткань желательно белого цвета размером с пачку беломора или чуть меньше. Теперь заправляем тампон. Заправлять надо положив развёрнутый тампон на ладонь. И так на ладонь кладём лоскут материи на него крок распушенной и заново чуть утрамбовонной ваты. Теперь в вату наливаем шеллачный лак. Можно самый дерьмовый, самый отстой с низа бутылки, это к стати одно из положительных свойств процесса полировки. Всё равно всё дерьмо останется внутри тампона, а наружу через слой ваты пройдёт только чистое. Так вот наливаем примерно 1/10 от объёма будущего тампона. Для полировки необходим как правило более жидкий лак чем для полировки. Но можно попробовать и обычный залить (не разведённый) потом просто в тампон заправляется немного спирта и всё. Теперь быстренько собираете концы Вашего тампона (наволочку за концы и к центру) и скручиваете их делая округлый круглый. Не старайтесь сделать шар, тампон всё же должен быть немного плоским при полировке. Да! Руки будут в немного лаке, Вас это не должно смушать. Теперь быстрыми движениями восьмёрками или кругами пробуем пару тройку кружкой по полируемой детали и смотрим как быстро высыхает след от политуры. След как бы испаряется, словно побежалось после как проведёшь тампоном. Сначала испаряться будет плохо, но когда тампон приработается будет буквально через пару тройеку секунд вслед за тампоном и побежалось уходит, а деталь оставаться блестящей. Но учтите лак на поверхности очень сырой ещё и трогать ручками его ни-ни!!! ТАБУ -НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ ТАМПОН!!! Сразу же "прижгёте" поверхность. Иди совсем тампон прилипнет или останется очень впечатляющий след от тряпки, заделать потом который труднее чем мсыть полностью лак и снова перелакировать и переполировать вещь. Принцип дела в том, что Вы не просто из тампона должны расходовать лак на деталь, но круговыми движениями как бы разравнивать, раздавливать, разминать весь слой лака по всей площади и толщине. А наносимый слой лака просто выполняет роль смазки. И ещё одна важная деталь, не зная которй ничего не получится. Вам нужно будет масло. Простое машинное масло. Оно наносится на заправленный тампон снаружи на контактную поверхность - 3-5 капель на большой тампон и 1-3 на маленький. Если вы заправили тампон новой политурной смесью из бутылки, то на поверхность тампона надо снова капнуть 3-5 капель масла. Масло не смешивается с лаком, но оно даёт возможность нормально работать без прилипаний тампона. Если масло забудете, топочувствуете как тампон буквально выдирает из руки и в конце концов он прилипнет к лаку. А Учитель придёт и скажет .... Тампон хранять завёрнутым в полиэтилен в герметичной баночке. У меня один тампон при довольнро интенсивной работе жил до 2-3 месяцев. Вот, вкратце вроде основное всё. Поверхность после полировки фантастически красивая. И выглядит потрясающе дорого. Как правило нарастить можно почти любой по толщине слой, но если вы хотите получить сочный полер, то придётся ещё раз нулёвочкой зашкурить через нелдельку и полирнуть уже полузаправленный тампоном и растирать уже разгонять разравнивать лаковую поверхность только тампоном с капельками масла не добавляя шеллака в него. Вы увидите какой красивой может быть грамотно отполированное дерево. Это гораздо красивее перламутра и никакая современная лакировка не идёт в сравнение с ней. Вот тогда на самом деле и глаз не оторвать и процесс не хочется останавливать и язык от удовольствия сам вываливается.

 Vassili  

 Можно ли просто окуратно окунать рукоять в лак, что бы избежать потеков? Рукоять ножа достаточно небольших размеров, и может поместиться в банку. Я наносил лак ватной палочкой. Может в этом проблема? Нужна ли какая особая кисть для этого?

 Марк Лучин  

    Вообще конечно лакировку "валенком" не делают. Колонковая кисточка в самый раз. Окунание есть варварский метод применяемый для нитролаков от расп...ства работников и им подобных инженеров. Но если Вы хотите для души и по правилам, то только кистью и политурой.

Vassili  

    Спасибо Марку за совет. Шеллачный лак - просто песня! Цвета не меняет блестит и к тому же натуральный продукт. Прополис и пчелиный воск не такие блестящий, но зато пахнут как пряники.

Вопрос теперь такой - насколько стойкий шеллачный лак для рукояти ножа? Я так понял что от влаги он зашишает лучше воска, но как насчет истирания? Правильно ли я предположил что вы (Марк) используете его для скрипок? Стало быть при более менее аккуратном использовании вполне будет держаться.

Теперь наверно я задам правильно сформулированный вопрос - для какого дерева какая обработка лучше? Конкретно для Кокоболо, Цирикот (если сталкивались) - дерево плотное и на многих кусках видны трешины с торца, видимо от рассыхания. Эбони стоит просто покрытый воском, видимо что бы не рассыхаться (цена запредельная).

P.S. Можно ли покрытую шеллаком рукоять потом еще поверд натереть воском?

Марк Лучин

 

    Стойкость шеллачного лака очень хорошая. А то, что его всегда можно помыть спритом и вновь покрыть и отполировать делает его просто неснашиваемым.

По шеллаку можно хоть гуталином натирать, но толку не будет совершенно никакого.

На скрипках не используется чистый шеллак. Он слишком жёсткий и твёрдый. Лак должен вариться из смеси разных смол, начиная от сандарака, прополиса и заканчивая мёдом. Хорошо сваренный и правильно выверенный по пропорциям лак даёт по высыхании наркотический запах (не оторваться от инструмента) и этот лак должен резаться стружечкой а не ломаться. но это уже тонкости и секреты. А я не всё имею право рассказывать. Древесина покрыта шеллаком может быть совершенно любая.

Vassili  

    Предлагаю консенсус - воск - хорошо и шеллак то же хорошо или шеллак хорошо и воск то же хорошо. Воск - для рабочего ножа, шеллак для красивого. Есть такое понятие - костюмный (художественный).

То есть для парадного выхода - щеллак (без водки поскольку спирта боиться), для поля-тундры воск. Что тогда для поля-джунглей/пустыни? Воск не пойдет - слишком жарко.

Или лучше всего циан-акрл. Как его можно охарактеризовать?

Вообще для рабочего ножа наверно лучше всего Kraton G, как у KaBar Next eneration.

4. Пропитка составом на основе цианакрилатного клея

 Марк Лучин,   город-герой Таллинн  

 ... Если нет желания получить белый налeт вместо ровной плeнки полимеризованной древесины, то лучше пользоваться фирменным Локтайт или Девкон. Кто-то говорил, что Девкон перестал делать оригинальный клей. Но Локтайт я сам пользую, и у нас он в магазинах есть и по 3 грамма, и по 5 грамм (в более крепких полипропиленовых тюбиках).Разводить надо только на хорошем чистом ацетоне (2-3 капли цианакриллата на 30-50 мл ацетона). Сначала крыть кистью (вкривь вкось можно) и после каждого раза давать просохнуть. Будет страшно вонять, особенно если рукоятка пористая и большая. Потому лучше делать с проветриванием. Слои должны высыхать так, чтобы если нюхать рукоятку, то клеем почти не пахло. По практике, в тeплом помещении под вентилятором или рядом с камином на сушку одного слоя  достаточно 30-40 минут. Когда увидите, что уже есть местами лаковый налeт (поблeскивает), то берeте ватку с ацетоном и, как политурой, натираете ручку. Постепенно ацетон высыхает, а слой пластика, внедрeнного в дерево, выравнивается, стираются блестящие места. Можно довеести степень пропитки и до толстой плeнки, похожей на лак. Во время этой работы не обращайте особого внимания на  залезание клея на заклeпки и гарду. Это потом всe с полированных деталей убирается очень легко. Часть палочкой соскребается, а, если надо, чуть ацетоном с ваткой. Перед покрытием цианакрилловой пропиткой рукоятки обязательно еe хорошо обезжирить. Ацетон для этого не годится. Мне больше нравится как обезжириватель спирто-бензиновая смесь. Потряс, и быстренько на ватку (иначе жидкости расслоятся). На худой конец, можно обойтись просто чистым авиационным бензином из хозмага.

 1) После пропитки и полимеризации цианакриллат довольно легко может быть растворeн ацетоном, но уже не имеет таких ядовитых испарений как при первоначальном высыхании. Да и в рекламе этого клея он используется для предметов контактирующих с пищей - это на западе о чeм то да говорит.

2) Полирование полученной пропитки или лакового слоя производится очень просто! Настолько, что для лакированных клеем рукояток и шлифованных процесс самополирования становится бичом. Именно так было на моeм первом опыте с цианакрилловой пропиткой (ещe во времена СССР). Через месяц-полтора (я тогда жил в заповеднике и очень активно пользовал нож) рукоятка ножа стала блестящей и очень скользкой. Пришлось убирать излишний слой полировальным тампоном с ацетоном. Но тут есть хитрость (кто полировал спиртовыми шеллачными политурами знает). Когда Вы делаете тампон, то в него (в тряпочку внутрь кладут комок ваты размером с куриное яйцо) и после заправки тампона лаком (наливают политуру или нефильтрованные остатки лака внутрь тампона в вату) обязательно на саму тряпочку снаружи тампона капают несколько капель хорошего машинного масла (жидкого! я использовал трамбонное). Иначе тампон будет не разглаживать слой полируемого лака, а задирать его и липнуть (не забывайте, что тампон нельзя останавливать на детали - оставит след сразу же и  исправить такой прижeг довольно проблематично). Точно так же снимается лишний слой цианакриллатовой пропитки (превратившийся от чрезмерного нанесения в слой лака). Разница в том, что тампон заправляют только ацетоном. При этом не забывайте  - на тряпочку масло капнуть три четыре капли обязательно. И вот именно тут то есть здравый смысл применить льняное масло (чистое или в смеси с машинным). Тампон с ацетоном как бы выравнивает слой снимая лишнее и чуть отдавая его в те места где покрытие лысовато и поры не до конца закрылись. Получается твeрдая прочная  поверхность дерева. Сочно и тускловато поблeскивающая своей натуральной текстурой и без намeка на лак. Красивое, с проявленой структурой, волокнистое, твeрдое, натуральное дерево без всякого лакового слоя и постоянно остающейся как бы совершенно новое, только что строганное и не испачканное от времени. За, что я и люблю эту цианакриллатовую пропитку на основе разведeнного в ацетоне клея фирм Локтайт или Девкон.

 

5. Покупные пропитки и покрытия

 

Михаил Ж., Ека-бург  

    На конфе звучало много вопросов и ответов на тему "как пропитать рукоятку воском?". Меня этот вопрос тоже волновал, но дефицит времени не позволял его реализовать. Искать в одном месте воск, в другом скипидар, а затем всем этим работать на кухне - сковородка в руках жены - это вам не Чинук :-) . И тут я вспомнил, что более 20 лет назад по просьбе родителей привозил из Москвы аэрозоль фирмы Джонсон (той, что средства от тараканов Raid предлагает до сих пор) для ухода за хорошей мебелью. Называется Прайд и сделано на основе натурального воска (и по запаху и по ощущению - растворили его в чем-то и залили в баллон). Зашел я к родителям и в хозяйственном шкафчике нашел два (один полупустой) баллона этого средства :-) . Работает на ура! Нанес на рукоять и втираешь тряпочкой. Эффект отличный - цвет, ощущение, запах, все на месте. Обработал всех своих шведов и финнов. Называется сия лабуда нонче Pledge Beeswax Furniture Cream и выпускается данное средство все той же фирмой Johnson. даю ссылку: http://www.scjohnson.de/uk/products/product.asp?idp=43&idr=5&idb=6 Полагаю, что в приличном хозмаге данное средство можно будет найти.

Willy  

    Не так давно тоже приходила в голову такая мысль. Обсуждение идеи наверняка есть на предыдущих страницах или в архиве Конференции. Экспериментально попробовал попшикать именно Джонсоновским восковым составом на ореховые щечки одного из ножей. Результат очень даже неплох. Еще из обиходных деревянных вещиц приглядываюсь к палочкам для еды. Вот где самые суровые условия эксплуатации! А на некоторых парах есть покрытие – что-то камедеобразное, прозрачное и неравномерное – так годами выдерживает. Подобное по внешнему виду покрытие видел на деревянных деталях крупноформатных фотоаппаратов начала XX века.

 К началу страницы...

knifefoto.narod.ru

Шеллак / Сибирский охотник

Интересный вопрос задал nemo146 на форуме цитирую: "Basskachi, Сергей! У меня к Вам такой вопрос, или скорее просьба. Не могли бы вы расказать про такое средство для обработки древесины как ШЕЛЛАК? Что представляет, как работает и прочее. Заранее спасибо."

Что означает само слово "шеллак"? Оно сложно составное. Первая часть "шел" происходит от английского слова SHELL - скорлупа, раковина. Вторая часть "лак" от санскритского "лакши" имеющего для индусов два значения - сто тысяч и вши. Да, вши, те самые которые кусаются.

Вшами, по всей вероятности, в Индии называли, в том числе, и тлю(или тлей). И их на самом деле на дереве сотни тысяч.

Именно из Индии и пришел в Европу через Англию шеллак. В юго-восточной Азии составы на основе шеллака были известны тысячи лет назад. Тамошняя тля своё потомство запаковывает в этакие скорлупки из органического материала защищающего их от непогоды и проливных дождей .

Эти "скорлупки" собирают, сушат, перемалывают, растворяют в спирте, процеживают и обратно высушивают. Потому сам конечный продукт и выглядит в виде пластинок-чешуек.

Бывает шеллак химическим способом осветленный

Бывает не осветленный. Нам такой более подходит.

В Европе было конечно известно великое множество разных лаков и политур. В их состав, помимо льняного и иже с ним масла входили и канифоль, и янтарь, и гуммиарабик. Да много чего. Вплоть до экзотики - "кровь дракона". Которая на поверку оказывалась бычьей кровью. Каждый мастер сочинял свой состав и тщательно его скрывал. Помню хороший исторически-детективный фильм (он есть в инете) "Красная скрипка". Там рассказывается история скрипки-шедевра. Мастер её изготовивший не пожалел даже свою любимую. Кровь, им же убиенной девушки, вошла в состав лака для скрипки. Вот до чего доходило. И тут появляется шеллак.

У него были все основания завоевать Европу. Плюсы - достаточная дешевизна это раз. Англия из своих индийских колоний везла тысячи тонн вшивых скорлупок. Все прибрежные портовые деревянные строения были защищены от влаги и морской воды шеллаком. Не говоря о палубных постройках и мебели.

Второе это великолепная, по тем временам, технологичность. Когда олифы и лаки на их основе сохли неделями, то шеллак высыхал за часы. Это все равно что в недавние времена на фоне масляных лаков появился нитролак! Фурор! Мазнул и готово! Наносится(при определенных навыках) замечательно, сохнет быстро, защищает надежно, полировать, шлифовать потом не надо. Можно улучшать и в сторону пластичности и в сторону твердости. И самое главное - легко поновляется. Разумеется Англия, как законодатель оружейных мод, быстро внедрила сама и заставила полюбить всех остальных шеллак.

Химическая промышленность уже 20 века предложила и свой вариант шеллака освоив его производство на основе фенолов. Он теперь продается в магазинах для радиолюбителей для защиты печатных плат и трансформаторных катушек. Так прямо на пузырьке и написано "ШЕЛЛАК". Вполне подходит такой синтетический брат и для отделки прикладов. Есть не большая разница в работе с ним в отличие от натурального, но на пальцах такие нюансы не объяснишь. Надо пробовать. Вот спрашивают про какой то силиконовый шеллак. Не знаю, не покупал, не пробовал. Да и от добра - добра не ищут.

Классический способ полировки шеллаком описывает великолепный питерский мастер, реставратор, маркетрист, да и просто замечательный человек Игорь Гулин, я просто процитирую, мне тут добавить нечего:

"На самом деле все способы хороши и скорее приоритет отдаётся тому, которым лучше владеешь.

Я, как бывший реставратор мебели, предпочитаю шеллачную отделку.

После тщательной шлифовки, до наждачки-2500, делаю клеевую воду (столярка с водой) и прохожу приклад. На нём поднимается ворс, который после высыхания сошлифовывается. Эту процедуру лучше повторить.

Дальше развожу шеллачную политуру в трёх бутылках. В одной 20% р-р (это грунт), во второй - 12%, в третьей 6%.

Грунтую 20% политурой с подсыпанием на поверхность небольшого колличества пемзы. Много её сыпать нельзя, образуются бугорки, т.н "петухи", которые не выравниваются при шлифовке и делают поверхность неровной. Далее 12% -ой и 6% -ой. Вся полировка делается с льняным маслом. За тапоном должен идти "лас" - такая дорожка, медленно просидающего лака через слой масла. Хороший "лас"- показатель качественной полировки. Это необходимо, чтобы не сделать "поджиг" - место где спирт пробил слой лака и образовал сухое пятно. Затянуть такое место последующим наложением политуры невозможно, приходится всё сциклёвывать и заново полировать.

После полировки выпотевшее масло снимается "чёртиком"- пропитанной водкой полусухой салфеткой( или свежим тампоном). Можно снять масло зубным порошком, растирая его по поверхности. По окончанию пройти сухой х/б тряпкой. Короче, всему этому лучше учится рядом с опытным мастером, так со слов понять трудно."

У меня, к сожалению, все проще и выглядит примерно так: после окончательной шлифовки если требуется усилить текстуру то накладываю один слой шафтола. Это усиливает "глубину" текстуры, потом начинаю полировать шеллаком с той лишь разницей, что делаю это одной его концентрации (которую определяю скорее на ощупь чем в процентах) в три слоя с промежуточной шлифовкой(чаще в два) и добавляю в сам шеллак для эластичности пихтовое масло.

Для финиша можно использовать вот такую мастику

Так процесс полировки выглядит в руках отличного болгарского мастера Евгени Димова

А таких результатов добивается Светлана Бровко, некогда практиковавшая в Тюмени, правда не с шеллаком а с триолем.

Теплый на ощупь, нежный на вид, глубокий шеллачный полуглянец так и не удалось с имитировать современными материалами. Классика она и есть классика.

www.hunting.ru


Смотрите также